МУФТИЯТ

Сайт о деятельности Российских муфтиятов

на сайте на Яндексе


                                  Главная 

  СМР  

ЦДУМ

ДУМ РТ

КСМСК

Персоны

Статьи

Исламофобия

Контакт

              федеральный   список запрещенной   литературы

Томский муфтий Низамутдин Жумаев: Человек в исламе – счастливый человек

 

Полгода назад имам-хатыб, председатель МРО «Красная соборная мечеть» г. Томска Низамутдин Жумаев был назначен муфтием Томской области в системе ДУМАЧР. Сегодня мусульманский лидер – гость портала IslamRF.  

- Уважаемый Низамутдин-хазрат, что собой представляет в наши дни ислам в Томской области, сколько здесь насчитывается мечетей? Почему не стало Казыятского управления, которое Вы возглавляли?

- Томский казыят ДУМАЧР был создан около десяти лет назад и объединял восемь мусульманских организаций. Это общины сел и деревень Эушта, Черная Речка, Тахтамышево, Калтай, Кривошеино, две городские организации. Основной причиной ликвидации Казыятского управления стало непредставление налоговой отчетности сельскими общинами. Мы учимся на своих ошибках. Думаю, что через это прошли многие мусульманские организации. Сегодня председатели и имамы более ответственны, стараются четко соблюдать требования закона, своевременно вести отчет.

В Томской области действуют две централизованные структуры – ДУМАЧР и ДУМ Сибири Омского муфтията. Мечетей немного для региона, где около двадцати процентов населения составляют мусульмане. В области всего шесть-семь мечетей: в селах Эушта, Барабинка, Черная речка, две в Томске. В городе есть еще молитвенный дом чеченской диаспоры (открылась недавно), есть небольшая мечеть в исправительной колонии в пригороде. Завершается строительство мечети в селе Тахтамышево.

В структуру ДУМАЧР по Томской области входят четыре организации. Три из них имеют мечети, четвертая, в райцентре Кривошеино, недавно получила земельный участок для строительства.

- Расскажите о себе, как Вы пришли в ислам, где учились, откуда родом, как оказались в Сибири?

- Родился я 23 января 1973 года в колхозе Коммунизм (село Бошкала) Кабадиянского района Хотлонской области Таджикской ССР. Основам ислама обучался с раннего детства у своего отца, очень религиозного человека. Отец говорил, что для настоящего мусульманина 40 профессий - мало. Он был и садоводом, и пчеловодом, строил дома, ремонтировал машины, был мастером во всем, имел глубокие религиозные знания, обучал исламу всех желающих. После школы, в 1989 году, я поступил в Исламский институт имени имама Термези в Душанбе, проучился почти четыре года, потом в Таджикистане началась гражданская война, и я уехал в Бухару, где восемь месяцев преподавал в медресе «Мир Араб» грамматику арабского языка.

В Томск я приехал в 1993 году. Еще в Душанбе вместе со мной учились двое братьев, их отец имел в Томске свой бизнес. С ними я и приехал в Сибирь. Белая мечеть Томска к этому времени уже была возвращена мусульманам, но еще не отреставрирована. Имамом здесь работал Хаджигали Акбаров из Татарстана. Вскоре он уехал. Людей, читающих намаз, были единицы, но многие, в основном пожилые люди, хотели научиться. Я вел в Белой мечети уроки по арабскому языку и основам ислама. Русский язык я знал тогда плохо, как и татарский, иногда приходилось пользоваться словарем. Мне было 20 лет, я был не женат. Не думал, что задержусь в Томске больше одного года, но Алла Тагала знает лучше. Мне предложили остаться, дальше обучать людей. Здесь тогда были молодые предприниматели-азербайджанцы, которые поддерживали меня материально. Большое им спасибо. При мне в Белой мечети стали читаться все пять намазов.

Вместе с местными старейшинами мы добивались передачи мусульманам Красной мечети и соседнего здания бывшего медресе. Это здание в те годы занимал Институт ТомскНИПИнефть. Сначала нам предоставили три комнаты, затем, в 1997 году, общине мусульман передали все здание бывшего медресе. Это 700 квадратных метров полезной площади, три этажа, если считать и полуподвальное помещение. Затем нам передали и само здание Красной мечети, которое, инша Аллах, предстоит отремонтировать.

Особенно томские мусульмане должны быть благодарны ветеранам войны и труда Шайхетдину Ярмухаметову, Султану Измайлову. Заслуга этих людей, уже ушедших из этого мира, огромная. Они душой болели за Красную мечеть, писали письма, ходили по кабинетам, собрали шестьсот подписей. Пусть Всевышний Аллах воздаст им должное за их труд!

В 1997-1998 годах мусульмане разделилась. Община Красной мечети вошла в структуру ДУМАЧР, община Белой мечети – в ДУМ Сибири Омского муфтията.

- Сотрудничаете ли Вы с активом Белой мечети?

- Мы открыты для сотрудничества, и мы никогда, ни публично и ни письменно не жаловались и не отзывались плохо о другой мусульманской организации. Против нас же писали немало. Я так скажу: мы здороваемся друг с другом при встрече, но совместных дел у нас нет.

- Что Вы думаете по поводу предложенной муфтием ЦДУМ инициативы объединения мусульманских организаций в единое Духовное управление?

- Само по себе объединение, хоть вокруг Совета муфтиев, хоть вокруг ЦДУМ, ничего не даст, если некоторые муфтии не изменят своего мировоззрения. Сегодня мы видим соперничество за главный пост, уже названы первые руководители не объединенного еще единого Духовного управления. Муфтии ведут себя так, как будто пришли жить на землю навсегда. Они не задумываются об огромной ответственности муфтиев и имамов, о том, что надо будет держать ответ перед Аллахом. Когда они изменят свое мировоззрение и будут понимать, какую тяжелую ношу возлагают на себя, соперничество и неприязнь к другому имаму-муфтию исчезнут. Как говорил Пророк, мир ему, настоящий мусульманин не может держать в себе обиду больше трех дней. Потому что обида, злость уничтожают иман, как капля уксуса портит мед. Конечно, я за объединение мусульман России, но в нынешней ситуации это трудноосуществимо.

- Сегодня граждане России открыты для любой идеологической концепции. По Вашему мнению, как ислам может способствовать развитию нашей страны, если со временем не 10-15 процентов ее населения будут практиковать ислам, а, допустим, 40-50 процентов, как это предрекают демографы?

- Все, что дозволено и все что запретно в исламе работает на благо человека и общества. Запрет спиртного снимет проблему алкоголизма, резко сократится преступность, так как преступления в большинстве случаев совершаются в нетрезвом состоянии. С запретом прелюбодеяния не станет брошенных детей. Запрет ростовщичества не позволит одним богатеть за счет других. Не станет брошенных стариков, потому что мусульмане не сдают родителей в дома престарелых. Человек в исламе – счастливый человек. Сегодня только небольшая часть мусульманского населения практикуют ислам, не 10-15 процентов. Многие из «этнических мусульман» еще далеки от ислама. Они называют себя мусульманами, не понимая смысла слова «ислам», выпивают, обвешивают на рынке. Люди со стороны видят это, и у них складывается ложное мнение об исламе и мусульманах. Если бы один процент (даже полпроцента) томских мусульман приходили по пятницам на джума-намаз, здесь пришлось бы перекрывать дорогу – улицу Татарскую. Так иногда бывает, на жаназа, при проведении поминок.

Сегодня я вижу, как «этнические немусульмане» приходят в ислам, радуюсь этому. В Красную мечеть ходят несколько русских парней и девушек, супружеская пара (армяне), принявшие ислам. Их я бы ставил в пример, как настоящих мусульман.

Община нашей мечети интернациональная. До революции здесь тоже было немало выходцев из Средней Азии. В центре города находился крупный бухарский рынок. Иногда мне приносят старинные, оставшиеся от прадедов книги. Смотрю, а они на фарси. Значит, еще в те времена в мечетях города говорили на разных языках.

Это милость Аллаха, что Коран дошел до наших дней в неизмененном виде. Это единственная священная книга, в которую ничего не добавлено переписчиками и не убрано. По милости Аллаха сегодня люди находят дорогу в мечеть и приходят в ислам. Инша Аллах, может со временем количество мусульман и вырастет, как говорят демографы. И государству и обществу это будет только во благо. Несколько дней в мечеть приходил и подолгу сидел в молитвенном зале, читал книги мужчина, русский по национальности. Вчера, смотрю, мальчика привел. Говорит, что соседский мальчишка слоняется без дела, пусть постигает ислам.

- Нурулла-хазрат, муфтий Томской области в системе ДУМ Сибири, сказал в разговоре со мной, что он назвал своего старшего сына, Зулкарная, в честь муфтия Зулкарная Шакирзянова, главы ДУМ Сибири. Вы также назвали своего старшего сына, Нафиоллу, в честь муфтия ДУМАЧР?

- У меня трое детей, сыновья Нафиолла и Шафиолла, дочь Кааба. Старший ходит в 4-й класс. Ему десять лет. Мне просто понравилось это имя. Оно редкое. Нафиолла переводится, как «польза Аллаха».

- В ДУМАЧР входит мусульманская организация пригородного села Эушта, древнего центра сибирских татар эуштинцев. Как мне известно, помимо действующей одноэтажной деревянной мечети, в Эуште строилась каменная двухэтажная мечеть. Строил ее один человек, пенсионер Сайфатдин Шарипов в память о младшем сыне, утонувшем в Томи. Недавно Сайфатдина-абый ушел из жизни. Кто-нибудь намерен продолжить его дело?

- Да, Сайфатдин-абый принципиально строил мечеть своим руками, не принимал помощи, приобретал стройматериалы на свои сбережения, на пенсию. Я восхищаюсь этим замечательным, уважаемым человеком. Такие люди редки в наше время. Более десяти лет Сайфатдин-абый строил мечеть, говорил, что делает это ради людей, чтобы заслужить довольство Всевышнего Аллаха. Как мне известно, дело отца продолжит старший сын.

- Несколько слов о планах на 2010 год.

- Одной из главных задач является обучение исламу «этнических мусульман» по области. Когда я приехал в Томск, соблюдающих мусульман было единицы. Субхан Аллах, сегодня мечети в городе переполнены. Только в Томске у нас десять «абыстай» - пожилых женщин, которые читают Коран. У нас в медресе Красной мечети занимаются три группы, изучают арабский язык, основы ислама. Занятия ведутся и в Белой мечети. Сделано уже достаточно много для распространения ислама в городе, пора серьезно браться за область. Ехать и призывать людей. Субхан Аллах, такие мусульмане у нас есть. Буквально на днях в село Кривошеино, районный центр, поехал один из таких братьев, киргиз по национальности. Каждый из нас, мусульман, несет ответственность за призыв. Бесполезны знания, если они не передаются другим.

В этом году мы продолжим работу над восстановлением Красной мечети. Мне часто задают вопрос, почему Красная мечеть не реставрируется, ведь до революции мусульмане построили ее всего за три года. Я отвечаю, что каждый из нас, томских мусульман, должен болеть душой за Красную мечеть, приходить сюда, молиться, делать дуа, самим собирать средства, не надеяться только на администрацию области и на бизнесменов. Надо, чтобы сам народ захотел восстановить Красную мечеть, тогда Алла Тагала откроет дорогу.

 

Беседовал Калиль Кабдулвахитов www.islamrf.ru

Талгат   Таджуддин 

 

  

 

 

Равиль Гайнутдин   равиль гайнутдин          

 

 Гусман       Исхаков

     

Нафигулла   Аширов

Хузин Мухаммедгали

 

 

 

 

Нигматуллин Нурмухамед

 

Связь с нами: muftiyat@ya.ru

Hosted by uCoz