Швейцарский
референдум, в ходе которого выяснилось, что большинство респондентов,
жителей этой респектабельной страны, против строительства на ее территории
минаретов, взволновал мировую общественность, и российскую в том числе.
Но если представитель ООН однозначно выразил протест против возможного
запрета на строительство минаретов, ссылаясь на международные соглашения о
правах и свободах гражданина, подписанные Швейцарией, то у нас обсуждение
этой темы "ушло в народ". В частности, в понедельник передача "Разворот" на
радио "Эхо Москвы" была посвящена этой теме. Слушателям предлагалось
ответить на вопрос, нужно ли строить минареты в России… Причем многие из
позвонивших в редакцию высказывались против, мотивируя это тем, что
строительство минаретов - дело политическое.
Думаю, такие заявления - еще один довод в пользу того, что в школах нужно
преподавать именно историю мировых религий, а не основы (пусть даже с
культурологической точки зрения) одной из них. Если бы такое преподавание у
нас велось, то жители Москвы и Питера имели бы представление о том, что
минарет при мечети - то же, что колокольня при церкви. Присовокуплять сюда
политику можно только при болезненном воображении.
Опять же некорректен сам перенос ситуации на нашу почву. Так же не
корректен, как рассуждения о том, что вот, мол, в США - штаты, а у нас
откуда-то взялись национальные республики. Попросту говоря, мусульмане в
Швейцарии - люди пришлые, эмигрировавшие в традиционно христианскую страну.
Разумеется, это вовсе не означает, что нужно ущемлять их право на свободу
совести. Если государство не готово принять людей нетрадиционных для
Швейцарии вероисповеданий, нужно просто отказывать им в гражданстве. А если
гражданство все же дается, вместе с ним человек получает и равные права на
свободы.
Но вернемся к России, здесь ситуация иная, чем в Швейцарии. Народы,
исповедующие ислам, татары, к примеру, живут на этой земле веками и веками
придерживаются ислама. Причем наши предки булгары приняли его даже раньше,
чем русские - православие. Приняли и сохранили, несмотря на все
миссионерские школы, существовавшие в царской России. Так кто и с какого
бодуна может запретить строить на этой земле минареты? Даже разговоры о
возможности такого запрета - оскорбление для татарского народа, да и для
всех народов, исповедующих ислам в России. Вот такие провокационные решения
действительно отдают политикой, более того - политическим скандалом.
В бурные девяностые, когда вовсю шумели на площадях националисты и повсюду
шли дискуссии о межэтнических отношениях, одна простая учительница
татарского языка сказала: "Не чешите, где не чешется, только хуже будет"…
Время показало, что она была права. Перестали чесать, проблем поубавилось.
Так и в данном случае, мало ли кто в какой дали далекой скажет или сделает
какую глупость, неужели надо на нее немедленно откликаться? Тем более что мы
несколько неуклюже, но все же пытаемся превратиться в демократическое
общество, в котором главенствует принцип: "Мои права кончаются там, где
начинаются права другого". Никто не должен в грязных галошах влезать в дела
другой конфессии или в душу верующего, зато каждый может верить, как хочет и
во что хочет. К примеру, я, вопреки всем урокам рынка, верю, что люди
получат полную возможность для самореализации. Как это нас учили? "От
каждого по способностям. Каждому по потребностям". А если не будет построено
такого справедливого и счастливого общества, зачем тогда вся эта длинная и
кровавая история рода человеческого? В конце концов, в Природе все разумно,
все осмысленно. К чему я об этом вспоминаю? К тому, что демократия - это
когда мне оставят мое "светлое будущее", а верующим - их минареты.
В свою очередь постоянный представитель России при Организации Исламская
конференция (ОИК) Камиль Исхаков заявил, что возможность проведения в России
голосования, подобного швейцарскому "референдуму о минаретах" - абсурд. Об
этом сообщили РИА Новости.