Главная
СМР
ЦДУМ
ДУМ РТ
КСМСК
Персоны
Статьи
Исламофобия
Контакт
федеральный список
запрещенной литературы
| |
А. Забиров: Надо в корне изменить работу духовных управлений
мусульман
На протяжении нескольких лет ведутся дискуссии о том,
насколько значительна роль духовных управлений мусульман в развитии Ислама в
России. Одни полагают, что эта роль ключевая, поскольку де-юре ДУМы представляют
религиозные институты власти в нашей стране. Другие сводят эту роль «на нет»,
обосновывая свою позицию падением влияния и авторитета многих ДУМов среди уммы.
Деятельность ДУМов нередко подвергалась критике со стороны представителей
общественных организаций, правозащитников, журналистов. На днях впервые с
критикой работы мусульманских религиозных организаций выступил и представитель
«официального мусульманского духовенства».
В беседе с корреспондентом портала "Ислам.ру" заместитель председателя Единого
духовного управления мусульман Пензенской области Абдуррауф Забиров заявил, что
в глазах мусульман многие руководители религиозных организаций являются не
лидерами и духовными наставниками, а чиновниками, выступающими с протокольными
речами и отчетами на различных официальных мероприятиях. В таком же ключе он
высказался на конференции «Исламское просвещение в России: история и
перспективы» в Саратове 14 ноября с. г.
Мы попросили Абдуррауфа Забирова поделиться своими предложениями по
реформированию духовных управлений мусульман, повышению эффективности исламского
призыва в России, а также опытом в деле защиты прав верующих и взаимодействия с
властными структурами.
- На прошедшей недавно конференции в Саратове, посвященной исламскому
просвещению, Вы выступили с предложением реформировать духовные управления
мусульман, привести их внутреннюю составляющую в соответствии с требованиями
Ислама. Какие конкретные меры Вы предлагаете по улучшению работы ДУМов?
Я предложил в корне изменить работу духовных управлений мусульман и привести не
только их внутреннюю, но и внешнюю составляющую в соответствии с требованиями
Ислама.
Во-первых, нам необходимо определиться с понятием статуса муфтия. Кто он? Халиф,
эмир, имам или лицо, издающее фетвы, то есть, выносящее богословские заключения?
Во-вторых, каждый муфтий, каждый руководитель общины, председатель общественной
организации, выступающей в интересах Ислама, каждый имам и проповедник должны
осознать серьезную ответственность перед Аллахом за судьбу мусульман. Пророк
Мухаммад (мир ему) говорит: «Каждый из вас пастух и должен отвечать за свою
паству».
Из другого хадиса нашего Пророка (мир ему) мы узнаем об обязанности
мусульманского лидера служить народу: «Лидером народа является тот, кто служит
ему». При этом забота о мусульманах должна быть искренней. Слова Посланника
Аллаха (мир ему) тому подтверждение: «Кто не проявляет заботу о делах мусульман,
тот не из них».
В своей деятельности мусульманскому лидеру, имаму, проповеднику следует обращать
больше внимания на содержание, а не на форму. Четвертый праведный халиф Али (да
будет доволен им Аллах) четко описал это качество каждого мусульманина: «Даже
если ваши одеяния будут старыми, пусть сердца ваши будут новыми и чистыми».
Следующее предложение для эффективности работы религиозных организаций
заключается в методах подбора персонала. Работники ДУМов должны выбираться на
конкурсной основе. Прежде всего, нужно уделять внимание интересам рядовых
преподавателей религий. Одна из наших обязанностей - заботиться о
трудоустройстве специалистов в области религии, заниматься решением их
социальных проблем, обращать внимание на тяжелое положение сельских имамов.
Важным предписанием шариата является избежание расточительства. Мусульманские
лидеры обязаны следовать этому и обратить внимание на безрассудную трату денег
при проведении помпезных мероприятий. Я также считаю, что мусульманским лидерам
следовало бы пересесть с шикарных иномарок на более скромные автомобили.
И в заключение хочется сказать, что для каждого из нас руководством является
прекрасный пример нашего Пророка (мир ему). Муфтии должны относиться к своим
общинам так же, как Посланник Аллаха (мир ему) относился к своей умме. «О, моя
умма», - так Пророк Мухаммад (мир ему) всегда искренне обращался к своей общине.
Мусульманским лидерам следует больше общаться с простыми мусульманами, нежели с
«толстосумами». Для этого необходимо как можно чаще «выходить в народ», быть с
ним и в горе, и в радости.
Необходимо, чтобы работа мусульманских религиозных организаций стала прозрачной
для народа. Нужно доводить до верующих информацию о финансовых затратах общины.
Мечети не должны быть «кормушками» некоторых семей, некоторых фамилий. Они
предназначены для служения мусульманам.
- Вы выступаете с критикой духовных управлений мусульман и официальных
муфтиев публично. Не думаете, что Ваши коллеги обидятся на Вас?
Вы знаете, я хочу подчеркнуть, что мои слова обращены, в том числе и к
мусульманским общественным деятелям, а не только религиозным.
Мусульманин обязан говорить правду, даже если она горькая. Умалчивающий правду –
это немой Шайтан. Любимый Пророк (мир ему) велел нам начинать с себя, так как
верующий является зеркалом своего верующего брата.
Каждому нужно меняться - приводить свое вероубеждение, нравственность в
соответствие с учением Ислама. Самый прекрасный пример для нас – это Посланник
Аллаха (мир ему), о чем сказано в Коране: «В Посланнике Аллаха был прекрасный
пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного
поминает Аллаха» (33:21).
Российское законодательство позволяет нам создавать общины, строить мечети,
вести религиозную деятельность. Религиозные организации зачастую злоупотребляют
данными им правами. Если будет так продолжаться, то они окажутся в кризисе.
Деятельность религиозных организаций должна соответствовать шариату и веяниям
времени. Руководителям этих организаций следует направить свои силы на служение
народу, мусульманам, а не быть «дежурными лайками» на различных конференциях и
форумах, осуждая экстремизм и терроризм.
- Все же, какие положительные моменты Вы бы отметили в работе ДУМов?
Их очень много. Все представлять в плохом свете тоже неправильно. Есть муфтияты,
которые проделали огромную работу для мусульман. Они приложили немало усилий в
области просвещения, издательской деятельности, образования. Это видно
невооруженным глазом.
Хотелось бы, чтобы в дальнейшем эти муфтияты больше обменивались опытом со
своими зарубежными братьями. Ислам – это мировая религия, представители которой
проживают во всех частях света. Мы должны обращать внимание на положительные
стороны работы зарубежных мусульманских общин, но в то же время сохранять свои
традиции.
- Вы сказали, что нужно определиться со статусом муфтия в России. Эта
должность избираема или назначаема? В настоящее время мы иногда сталкиваемся с
тем, что муфтии становятся фактически ставленниками руководителей и чиновников
того или иного региона.
Что касается выборов руководителей мусульманских общин, то в разных регионах
по-разному происходят эти процессы в соответствии с уставом организаций. Уставы
везде разные. Их надо унифицировать, взяв в основу шариат и российское
законодательство.
Нельзя позволять использовать Ислам неблаговидным чиновникам. Я бы посоветовал
обратиться к известным исламским ученым и почитать их труды, где ясно сказано,
как должны мусульмане выстраивать отношения с властью. Сегодня, к сожалению, для
некоторых муфтиев встреча с чиновником намного важней, чем встреча с рядовым
мусульманином, нуждающимся в братской помощи.
Мусульманская община сама должна отстаивать свои права и выбирать себе
достойного руководителя. И если община не может отстоять этого права, то вина
лежит только на ней. И здесь вновь нельзя не упомянуть одно из мудрых изречений
нашего достопочтимого Пророка (мир ему): «Не плачьте за религию, если ее
возглавил достойный, но плачьте за нее, если ее возглавил недостойный».
- В Пензенской области нередко нарушались права мусульман. В каждом случае
эти проблемы были решены. Что бы Вы посоветовали мусульманским общинам в других
регионах, где ущемляются права верующих?
Да. У нас случались нарушения прав верующих. Это касалось и ношения платка
мусульманками в учебных заведениях, принудительного обучения в школах основам
Православия и т. д. Усилиями общины эти проблемы решены.
Нужно защищать свои права в рамках закона. Надо знать Конституцию, знать
федеральные законы. Когда права защищаются, тогда и нарушений становится меньше.
Некоторые руководители мусульманских общин не хотят заступаться за простых
мусульман, портить отношения с представителями власти. Зачем какому-нибудь
мусульманскому лидеру говорить об этих проблемах мэру, губернатору? Но выступать
и утверждать, что все хорошо, и у мусульман нет никаких проблем - это нечестно и
непорядочно. Мусульманский деятель должен правильно, аргументированно доводить
до власти нарушения прав, требования верующих.
- В России нет единой централизованной структуры мусульман. По-вашему,
является ли это основной причиной, затрудняющей исламский призыв в нашей стране?
Я не считаю, что причиной трудностей, связанных с развитием Ислама в России,
является отсутствие единой централизованной структуры мусульман. Не к этому надо
стремиться. Если все духовные управления мусульман, общественные организации,
религиозные объединения и группы будут соответствовать духу Ислама, то и
трудностей будет меньше.
Объединяться нужно на духовном уровне на основе любви ради Аллаха. «Не уверует
никто из вас, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому
себе», - говорил наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему). Искренне служение
мусульманам, открытость в отношениях с ними, забота о своей общине – это лучшая
основа для объединения. Чтобы достичь этого, сердца людей должны быть чистыми.
Ведь Всевышний Аллах сказал, что спасутся только те, кто предстанет перед
Аллахом с душой, полностью исцеленной от всех болезней, наполненной божественной
любовью: «В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому,
кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (26:88-89). А
вот слова Посланника Аллаха (мир ему) по этому поводу : «Всевышний Аллах не
посмотрит на ваш внешний вид и богатство! Но посмотрит на ваши сердца и
поступки».
Мы все должны пройти духовную школу воспитания души и очищения сердца под
руководством духовных наставников, являющихся наследниками Посланника Аллаха
(мир ему).
| |
Талгат
Таджуддин
Равиль Гайнутдин
Гусман
Исхаков
Нафигулла
Аширов
Хузин Мухаммедгали
Нигматуллин Нурмухамед
|